Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 1. Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.

Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 1. Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 4 классе общеобразовательной школы. Он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 3—4 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, сборники творческих заданий, учебное пособие для внеурочной деятельности «Робот Вопросик».

Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 1. Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.

Описание учебника

Ты продолжаешь изучать предмет «Информатика».
В этом году ты узнаешь, что такое информационный процесс, какие бывают информационные процессы, научишься применять эти процессы для познания нового. Ты освоишь процессы поиска, сбора, хранения, передачи информации, научишься пользоваться ресурсами сети Интернет. Ты продолжишь осваивать процессы обработки информации, будешь готовить компьютерную презентацию.
Второй важной темой этого учебного года станет тема управления исполнителем команд (алгоритмов). Ты узнаешь, что такое алгоритм, научишься строить алгоритмы управления исполнителем на компьютере. Ты познакомишься с различными автоматическими процессами и узнаешь, как эти процессы можно автоматизировать и управлять ими с помощью компьютерной программы.
К учебникам для 3 и 4 классов предусмотрено электронное приложение «Мир информатики» с интересными упражнениями к параграфам.
Работать с учебником тебе помогут следующие значки.
Текст, отмеченный этим значком, надо прочитать внимательно. Он особенно важен для изучения предмета.
Ответь на вопрос или выполни задание.
Выполни исследование или проект-конструи-рование. Оформи ответ в рабочей тетради.
Выполни задание на компьютере.
Выполни задание из практикума «Работаем в операционной системе Линукс».
Глава 1
Информационные процессы
§ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. СБОР ИНФОРМАЦИИ
Ежедневно человек выполняет различные действия с информацией, такие как сбор и поиск, передача и приём, создание, хранение и обработка информации.
Например, выполняя домашнее задание, ты сочиняешь текст — это создание информации. Ты ищешь параграф или задачу в учебнике по номеру — это поиск информации. Ты наблюдаешь за изменениями в погоде и записываешь данные в таблицу — это сбор информации. Если ты говоришь по телефону — это передача и приём информации. Когда ты записываешь текст в тетрадь или сохраняешь в файле на компьютере — это хранение информации. При решении задачи, ответах на вопросы ты обрабатываешь информацию.
Действия с информацией называют информационными процессами.
Рассмотрим информационные процессы на примере решения задачи. Представь, что тебе задали на дом задачу — сообщили её номер в учебнике. Ты принял информацию. Затем ты взял учебник, открыл его в нужном месте — выполнил поиск информации. Внимательно прочитав условие задачи, ты собрал информацию о задаче, о её исходных данных. Далее ты приступил к решению задачи: обработал полученную информацию и получил ответ. Процесс обработки информации — наиболее сложный и многообразный. Задачу можно решать разными способами, но каждый способ решения должен приводить к верному ответу. Ответ ты записал в тетрадь, то есть сохранил информацию. На уроке ты передал тетрадь учителю на проверку — это передача информации. Итак, решая задачу, ты получил, нашёл, собрал, обработал, сохранил и передал информацию. Вот сколько информационных процессов ты выполнил, делая домашнее задание!
Информационные процессы изучает наука информатика.
Рассмотрим подробнее процесс сбора информации.
Сбор информации помогает тебе получить ответ на какой-либо вопрос. Но сначала нужно определить, какая информация тебе нужна и зачем.
Существуют различные способы сбора информации. Ты можешь получать недостающую тебе информацию с помощью процесса поиска. Для поиска нужной информации нужно научиться задавать вопросы, выбирать и читать нужные книги, слушать и смотреть радио- и телепередачи по нужной теме, проводить наблюдения, опыты. Всему этому ты учишься в школе, а информатика играет важную роль в овладении способами поиска информации. Полученную информацию ты можешь фиксировать записями, рисунками, заполнением таблиц или схем полученными данными. Кроме того, можно использовать различные приборы для фиксации полученной информации с помощью фотографий, видеозаписей, записей звуков.
Важно уметь анализировать собранную информацию, уметь задавать вопросы. Неправильно поставленный вопрос может помешать тебе добиться цели.Вопросы и задания
1. Расскажи, какие информационные процессы ты осуществляешь, когда пишешь доклад по теме.
2. Какие вопросы помогут тебе собрать информацию о городе, в котором ты не был? Какие вопросительные слова при этом ты будешь использовать?
3. Как ты фиксируешь и затем анализируешь информацию, наблюдая за погодой? Какие виды информации ты получаешь, проводя это наблюдение?
4. С помощью каких приборов ты проводишь наблюдение за погодой?

Вопросы и задания
1. Что такое компьютерная сеть? Какие существуют компьютерные сети?
2. Что означает слово «Интернет»?
3. Что такое веб-ресурсы? Из чего они состоят?
4. Что такое гиперссылка? Для чего она служит?
Исследование
1. В докомпьютерное время тоже использовались ссылки. Они указывали в тексте книги на другие источники информации или на страницы в книге, куда предлагалось перейти по этой ссылке. Например, оглавление твоего учебника — это ссылки на страницы, с которых начинаются параграфы. Найди ссылки в словаре или энциклопедии.
4. Познакомься с тем, как можно перейти на разнообразные электронные материалы для 4 класса по предметам Математика и Информатика и ИКТ.
Посмотри, как можно выбрать ресурс «Система виртуальных лабораторий по информатике». В дальнейшем ты воспользуешься этим ресурсом.
«Мир информатики»
Выполни упражнения из электронного приложения.

Предложения интернет-магазинов