Информатика. Учебник для 5 класса. Босова Л.Л.

Информатика. Учебник для 5 класса. Теоретический материал учебника поддержан развернутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, включающим вопросы, задачи и задания для практического выполнения, описание работ компьютерного практикума. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры.

Информатика. Учебник для 5 класса. Босова Л.Л.

Описание учебника

Дорогие ребята!
В начальной школе вы учились работать на компьютере, создавали с помощью специальных программ тексты и рисунки, использовали компьютерные энциклопедии для поиска необходимой информации. На уроках информатики в 5 классе вы продолжите осваивать компьютер как инструмент учебной деятельности, познакомитесь с новыми компьютерными программами, сможете расширить свои представления об информации и информационных процессах. На каждом уроке вы будете работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради и на компьютере. Много важного и интересного материала, дополняющего и расширяющего учебник, вы сможете найти в сети Интернет, в частности, в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. В учебнике вы найдёте много ссылок на ресурсы этой Коллекции.
Информация вокруг нас
Ключевые слова:
• информация
• виды информации
• действия с информацией
Как человек получает информацию
Каждый день вы узнаёте что-то, чего не знали раньше, — получаете новую информацию.
Информация — это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей.
Окружающий нас мир — мир информации. Первичную информацию об окружающем мире — о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.Действия с информацией
Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.
Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку — сохранить.
Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки информации.
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Вопросы и задания
1. Расскажите, что вы знаете об информации.
2. Назовите чувства и органы чувств человека, с помощью которых он получает следующие виды информации:
1) зрительную информацию;
2) звуковую информацию;
3) вкусовую информацию;
4) обонятельную информацию;
5) осязательную информацию.

Для длительного хранения информации используется жёсткий диск — устройство долговременной памяти.
Дополнительную информацию о жёстком диске и других устройствах долговременной памяти читайте в электронном приложении к учебнику.
Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.
Монитор предназначен для вывода информации на экран или, ещё говорят, для отображения информации на экране.
Мышь — одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером.
К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства:
• джойстик (для управления компьютером во время игры);
• сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала);
• микрофон (для ввода звуковой информации);
• принтер (для вывода информации на бумагу);
• акустические колонки или наушники (для вывода звуковой информации).
Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.
Запомнить внешний вид и названия компьютерных устройств вам поможет игра «Пары» из электронного приложения к учебнику.

При работе за компьютером необходимо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности, следить за правильной организацией своего рабочего места.
Вопросы и задания
1. Для чего человеку понадобился компьютер?
2. Что означает слово «универсальный»? Почему компьютер является универсальной машиной для работы с информацией?
3. Какими «профессиями» владеет компьютер? Подготовьте краткое сообщение об одной из них.
Вам будет легче ответить на этот вопрос после просмотра презентации «Компьютер на службе у человека», входящей в состав электронного приложения к учебнику.
4. Вспомните известные вам компьютерные программы. Для чего они предназначены?
5. Что изучает наука информатика?
6. Из каких основных устройств состоит компьютер?
7. Как называется устройство обработки информации?
8. Какие вы знаете устройства хранения информации?
9. Скорее всего, ваши компьютеры уже не работают с дискетами — гибкими магнитными дисками, помещёнными в защитный пластиковый корпус. Но практически в каждой компьютерной программе, предназначенной для создания информации того или иного вида, есть команды, графическим образом которых является дискета. Какие это команды?
10. Что входит в состав аппаратного обеспечения компьютера?
11. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в компьютерном классе?
12. Как правильно организовать своё рабочее место за компьютером?
§2
Ввод информации в память компьютера
Ключевые слова:
• клавиатура
• основная позиция пальцев
• слепая десятипальцевая печать
Устройства ввода информации
Для ввода в компьютер звуковой информации служит микрофон (рис. 4).
Сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры (см. рис. 4) используются для ввода графических изображений, фотографий и видеофильмов. Специальные датчики, присоединяемые к компьютеру, позволяют измерять и вводить в его память такие числовые характеристики окружающей среды, как температура, влажность, давление и многие другие. Вводить текстовую информацию можно с помощью специальных устройств речевого ввода.

Ввод информации в память компьютера
Для того чтобы печатать слепым десятипальцевым методом на символьной части клавиатуры, необходимо постоянно держать руки в одной и той же позиции, обеспечивающей возможность движения каждого пальца вслепую к клавишам своей зоны. Это расположение пальцев называют основной позицией. В основной позиции:
• основания ладоней лежат на передней кромке корпуса клавиатуры;
• форма кистей рук — округлая, как будто в каждой из них держат яблоко;
• пальцы обеих рук слегка касаются клавиш со следующими буквами:
Левая рука мизинец безымянный палец средний палец указательный палец боль

Предложения интернет-магазинов