Информатика в играх и задачах. 5 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю.

Информатика в играх и задачах. 5 класс. Комплект «Информатика в играх и задачах» предназначен для проведения уроков информатики в 5-м классе средней общеобразовательной школы (для изучающих информатику по Образовательной системе «Школа 2100») и ориентирован на развитие логического и системного мышления учеников. Данное учебное пособие соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.

Информатика в играх и задачах. 5 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю.

Описание учебника

Компьютер — самый необычный инструмент из всех, придуманных человеком. Он помогает человеку не в физической работе, а в умственной, интеллектуальной деятельности. Его используют люди самых разных профессий: экономисты, конструкторы, переводчики, психологи, физики, художники…
Возможности своего «умного» помощника человек постоянно старается расширить. Для этого совершенствуется оборудование («железо» компьютеров) и создаются новые компьютерные программы (программные средства). Программы для компьютера составляют программисты — специалисты в области информатики.
Зачем нужны компьютерные программы? Хотя компьютер часто называют «умной» машиной, такого интеллекта, как у человека, у него, конечно нет. Человек умеет действовать самостоятельно — по собственному желанию и усмотрению. Компьютер ничего не делает «по своему хотению». Всеми его действиями управляют компьютерные программы — специальные задания, которые создаются людьми.Раздел 1. АЛГОРИТМЫ И ВЕЛИЧИНЫ j
Умение составлять описания, принятые в информатике, требуется не только разработчикам компьютерных программ, но и создателям инструкций, правил, справочников, предназначенных для людей.
Из этого учебного пособия вы сможете узнать, как в информатике принято описывать:
— действия (первый раздел);
— объекты и их свойства (второй раздел);
— логические рассуждения (третий раздел).
Раздел 1. АЛГОРИТМЫ И ВЕЛИЧИНЫ
§ 1. АЛГОРИТМ
Как объяснить другому человеку, что значит:
«надуть шарик»;
«заменить лампочку»;
«сложить два целых трехзначных числа»?
Какими способами вы можете объяснить другому человеку, в чем заключается выполнение некоторого действия, ответить на вопрос «как это делается?».
Во-первых, вы можете показать — выполнить нужное действие на глазах «ученика». Во-вторых, можно составить инструкцию из нескольких рисунков: изобразить все этапы выполнения действия. В-третьих, можно рассказать, объяснить словами, что и в каком порядке нужно сделать, чтобы получить нужный результат.
Чаще всего мы сталкиваемся со словесными описаниями действий. Их можно найти в кулинарной книге, в приложении к набору деталей конструктора, в инструкции по использованию магнитофона или фотоаппарата, в любом школьном учебнике и так далее. Вам наверняка приходилось самим описывать действия словами: показывать кому-то дорогу или объяснять партнеру правила игры, записывать ход решения задачи или учить кого-то завязывать шнурки.
Есть ли что-то общее в словесных описаниях разных действий? В любом из них перечисляются по порядку некоторые элементарные действия — шаги. Например:
— чтобы заварить чай, нужно сначала вскипятить воду, потом ополоснуть кипятком чайник, насыпать в него заварку и залить кипятком;
— чтобы сделать бутерброд, нужно отрезать кусок хлеба, намазать его маслом, отрезать кусок сыра и положить его на хлеб с маслом.
Итак, словесное описание действия представляет собой план — последовательность шагов, которые требуется выполнить, чтобы получить нужный результат.
План действий, предназначенный для человека, может полагаться на его жизненный опыт, сообразительность, изобретательность, вкус. Поэтому в таких описаниях одни шаги могут быть пропущены, а в других могут встретиться неточности, неопределенности, например: «немного подождать», «положить соли по вкусу», «выбрать подходящий галстук» и тому подобное. При выполнении этих действий разными людьми могут получиться различные результаты. Ведь каждый человек по-своему может понять, что значит «немного» и что такое «подходящий галстук».
В информатике действие описывают так, чтобы при его выполнении в одних и тех же условиях получались одинаковые результаты. Такое описание называют алгоритмом, а каждый его шаг — командой. Алгоритм — это последовательность команд, выполнение которых позволяет получить в одних и тех же условиях одинаковые результаты.

Шаг алгоритма в информатике принято называть командой. Каждую команду мы будем записывать с новой строки. В конце команд мы не будем ставить точки, которые ставятся в конце предложений. Начинать алгоритм принято с команды «Начало», а заканчивать — командой «Конец».
Действие можно описать в виде последовательности шагов, которые требуется выполнить для получения нужного результата.
В информатике действие описывают с помощью алгоритмов. Алгоритм — это последовательность команд, выполнение которых позволяет получить в одних и тех же условиях одинаковые результаты.

Раздел 1. АЛГОРИТМЫ И ВЕЛИЧИНЫ
Значение числовой величины зависит от единицы измерения: штука, грамм, минута, метр, квадратный метр и так далее.
Значения величин могут выражаться не только числами, но и словами. Например, ответом на вопрос «какого цвета крем?» может быть слово «желтый» (значение величины «цвет крема»), а ответом на вопрос «есть ли в доме лифт?» — слово «да» (значение величины «наличие лифта»). Такие величины не имеют единиц измерения, а их значения мы будем записывать в кавычках.
В первом столбце таблицы 1 приведены примеры различных вопросов, ответы на которые могут быть включены в алгоритм. Во втором столбце — имена величин, значения которых являются ответами на эти вопросы, а в третьем — возможные значения этих величин (возможные ответы на вопросы).

Предложения интернет-магазинов