Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Методическое пособие. Босова Л.Л.

Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Методическое пособие. Книга содержит методические рекомендации по организации обучения на базе УМК по информатике и ИКТ для 5-7 классов. Приведены различные варианты планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения к заданиям в учебниках и рабочих тетрадях. Приведены формирующиеся у учащихся компетенции, определяющие готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности.

Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Методическое пособие. Босова Л.Л.

Описание учебника

Сегодня, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстраивается многоступенчатая структура предмета «Информатика и ИКТ»: начальный, или пропедевтический, курс, базовый курс, курсы для старшей ступени школы. Пропедевтический курс по определению вводный, ознакомительный, предваряющий более глубокое изучение предмета в дальнейшем. Формально сегодня пропедевтический курс должен охватывать учащихся 1-7 классов. Исторически сложилось так, что пропедевтическим считался курс информатики в 1-6 классах. В настоящее время, в связи с «чуть-чуть узаконенным» введением информатики в начальную школу, путаницы стало еще больше. И, конечно же, наиболее уязвимым местом в непрерывном школьном курсе информатики являются 5-7 классы, хотя именно на данном этапе могут быть успешно решены многие важнейшие задачи школьного образования.
В педагогике принято формируемые учебные умения и навыки разделять на специальные (предметные) и общие (учебно-организационные, учебно-информаци-онные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные). При этом общие, или общеучебные, умения и навыки трактуются как такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Можно констатировать, что на современном этапе ряд предметных (для информатики) умений и навыков использования средств ИКТ переходит в разряд общеучебных умений и навыков и, таким образом, приобретает роль инструмента, содействующего усвоению других предметов. С другой стороны, за счет реализации межпредметных связей учебно-интеллектуальные умения, формируемые в других предметах, на уроках информатики осознаются как общеучебные или надпредметные.Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее сильных учащихся, имеющих, как правило, компьютер дома. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома.
Рабочие тетради (по одной для каждого года обучения) расширяют границы учебников за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников 5-х, 6-х и 7-х классов, побуждающих их учиться самостоятельно, с увлечением.

Логические игры помогают организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учеников с одного вида деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у них логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу.
Виртуальная лаборатория — электронная среда, в которой ученики в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. В набор ЦОР будут включены несколько виртуальных лабораторий, ориентиро-
Рекомендации по использованию ЦОР ванных на решение следующих классов задач: на переливания; на переправы; на расшифровку «черных ящиков»; на перекладывания; на взвешивания; на разъезды. Каждая лаборатория основана на построении логической модели решения задач определенного типа. Программные реализации моделей представляют собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самообучение. Каждая виртуальная лаборатория будет снабжена библиотекой заданий, ранжированных по сложности. Эта библиотека является открытой для пополнения учителем, который в соответствии со своими методическими подходами может составлять и добавлять собственные задачи. Для этого достаточно просто ввести условие задачи в текстовый файл, затем решить задачу средствами, предлагаемыми в лаборатории и сохранить правильную модель и алгоритм в специально отведенной зоне, защищенной от несанкционированного доступа учащихся. Комплекс виртуальных лабораторий можно использовать в различных режимах:
• демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора;
• индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе;
• самостоятельный тренинг (в учебном помещении и дома);
• тестирование.
Безусловно, перечисленные выше классы задач могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими объектами на экране компьютера. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает учащемуся:
• возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное);

Предложения интернет-магазинов