Информатика. 5 класс. Махмудзаде Р. и др.

Учебник по предмету Информатика для 5-го класса общеобразовательных школ. Баку: 2018 год. Материалы по каждой теме учебника, в зависимости от их назначения, расположены в следующей последовательности: 1. Мотивация. Рисунки, изображающие интересные ситуации и события, связанные с темой. Мотивация завершается постановкой вопросов. 2. Деятельность. Задания исследовательского характера, направленные на изучение интересующих событий, процессов, выявление их причинно-следственных связей.

Информатика. 5 класс. Махмудзаде Р. и др.

Описание учебника

Ключевые слова. Основные понятия, изучаемые по каждой теме.
3. Пояснения. Основная часть урока: вводятся новые понятия, формулируются правила.
4. Углубление знаний. Образцы примеров и интересная информация для углубления полученных знаний.
5. Изучим сами. Задания для самостоятельного изучения, применения своих знаний.
6. Вопросы и задания. Предусмотрены для закрепления материала, изученного по каждой теме.
Проверим себя. Обобщающие вопросы и задания по каждому разделу, связанные с применением изученного материала. Можно использовать как подготовку к суммативному оцениванию.
Что такое информация
Что такое информация? Как ее используют? Как мы получаем информацию?
Кодирование информации
Что такое код? Для чего кодируют информацию? Как можно прочитать закодированную информацию?
Информационная модель
Для чего создают объекты, похожие на оригинал? Что такое модель объекта? Какие виды информационных моделей существуют?
Как измерить информацию
Можно ли измерить информацию так же, как вес, длину, время?
Что значит «много» или «мало» информации?
ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ
Каждый день вы учитесь чему-то новому, то есть получаете определенную информацию. Знания, приобретенные вами в школе, сведения, полученные из книг или услышанные от других, новости, переданные по радио и телевидению, — все это информация. • Для чего, по-вашему, человеку нужна информация? Как изменилась бы наша жизнь, если бы мы не получали информацию? Какими способами можно получить информацию?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Получение информации
Запишите в тетрадь данные предложения. Возле каждого из них укажите возможные способы получения изложенной в них информации, используя ключевые слова. За окном льет, дождь. Из крана идет горячая вода. Обед недосолен. В дверь стучат.
Мама на кухне готовит пирожки. Ключевые слова: увидеть, услышать, прикоснуться, понюхать, попробовать на вкус.
Обсудим:
— Почему различную информацию нельзя получить одним и тем Ж6 способом?
— От чего зависит способ получения информации?
Первичную информацию об окружающем мире люди и прочие живые существа получают через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Для этого у них есть пять органов чувств — глаза, уши, нос, язык и кожа.
В зависимости от способа получения различают визуальную, звуковую, обонятельную, вкусовую и тактильную информации.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как человек получает информацию об окружающем мире?
2. Какие органы чувств человек использует больше всего в следующих случаях: читает объявление в газете; ест варенье; слышит гул мотора?
3. Какую информацию можно получить с помощью телескопа; микроскопа; весов?
4. Какие утверждения истинны?
— Информация, полученная органами чувств, всегда правильная.
— Человек получает информацию с помощью органов чувств.

Последовательно пронумеровав все буквы русского алфавита, определите, о каком ученом идет речь. Что вы знаете о нем? Закодируйте его имя при помощи азбуки Морзе.
Основу всех разговорных языков составляют коды. Во время разговора эти коды представлены звуками, а во время письма -буквами алфавита. При письме мы фактически каждый раз занимаемся кодированием информации, так как заменяем услышанные звуки буквами. Чтение же, наоборот, является декодированием информации.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ J
1. Для чего кодируют информацию?
2. Можно ли закодировать обонятельную и вкусовую информации?
3. Какие символы вы используете для записи арифметических выражений?
4. Какие виды спорта обозначаются этими знаками?
5. Узнайте, что здесь написано, используя азбуку Морзе.

Упрощенное подобие реальных объектов называют моделями. Модели, рассмотренные в начале урока, внешне очень похожи на реальные объекты. Модели, которые отражают видимые признаки (свойства) объектов, называют материальными моделями. Значит, глобус — это материальная модель земного шара, памятник — материальная модель какой-то личности, а манекен — это мате-риальная модель человека. Модели отражают не все свойства объектов, а только те, которые интересны и нужны для изучения.

2.1. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ
Когда вы слышите слово «компьютер», то, вероятно, сразу представляете настольный компьютер или тот, который можно носить в сумке. Наверное потому, что такие компьютеры имеются в вашей школе, а у некоторых из вас — дома. Компьютер, который помещается в руке, вы, возможно, видели у друга или по телевизору.
• Видели ли вы компьютеры, не похожие на эти? И если компьютер очень большой по размерам, значит ли это, что он более мощный?

Самый распространенный вид персональных компьютеров — это настольные компьютеры. Они, в основном, состоят из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши. Как видно из названия, настольные компьютеры имеют такие размеры, что их можно разместить на столе.
Ноутбуки по размерам меньше, чем настольные компьютеры, но возможности у них почти одинаковые. Так как они компактные и легкие, их удобно носить с собой. К тому же ноутбуки работают как от электрической сети, так и от батареи.
На экране планшетного компьютера можно работать пальцем или специальной ручкой — стилусом. То есть планшетному компьютеру не нужны клавиатура и мышь. А это иногда бывает очень удобным. Популярный в последнее время iPad (айпэд) тоже относится к планшетным компьютерам.

Предложения интернет-магазинов