Информатика. 5 класс. Ривкинд И.Я., Лысенко Т.И. и др.

Информатика. 5 класс. В основу изложения учебного материала положены объектный и алгоритмический подходы. Учебник, кроме теоретического материала, содержит тренировочные упражнения, вопросы и задания для самоконтроля, дифференцированные по уровню сложности, интересные рубрики: «Для тех, кто хочет знать больше», «Знаете ли вы, что.», «Для тех, кто работает с Windows 7». Издание содержит 6 практических работ, выполнение которых, согласно программе, является обязательным для всех учащихся.

Информатика. 5 класс. Ривкинд И.Я., Лысенко Т.И. и др.

Описание учебника

СООБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИЯ
1. Как вы понимаете понятие «информация», «сообщение»?
2. Какие органы чувств имеет человек? Для чего он использует каждый из них?
3. Чем отличаются звук и буква, звук и нота, число и цифра?
СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СООБЩЕНИЙ
Сообщение можно представить разными способами (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Способы представления сообщений
Способ представления сообщений
Примеры сообщений
Одно и то же сообщение можно представить разными способами.
Например, сообщение о номере пути и времени отправления поезда «Киев-Запорожье» может быть объявлено диктором, записано в расписании движения поездов, представлено на световом табло и тому подобное (т. п.).
Передать поздравление другу с днем рождения можно по телефону, или отправить ему поздравительное письмо, или нарисовать поздравительный рисунок, или придумать музыкальное поздравление, или снять видеопоздравление.
КАК ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ СООБЩЕНИЯ
Человек воспринимает сообщения из окружающей среды с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса (рис. 1.6).
Органом зрения человек воспринимает сообщения о форме предметов и их цвете, тексты, рисунки, скульптуры, световые сигналы и т. п. Такие сообщения называются визуальными.
Глава 1
Рис. 1.6. Восприятие сообщений человеком
Визуальный (лат. visualis — зрительный) — видимый, тот, который воспринимается зрением. Тактильный (лат. tactus — касание) — тот, который чувствуется на ощупь.
Органом слуха человек воспринимает музыку, пение птиц, крики животных, рассказ учителя и т. п. Такие сообщения называются звуковыми.
Органом осязания человек воспринимает сообщение о том, твердый предмет или мягкий, гладкий или шершавый, жидкий или твердый и т. п. Такие сообщения называются тактильными.
Органом обоняния человек воспринимает сообщения о разнообразных запахах: резкий или приятный, запах дыма, аромат духов и т. п. Такие сообщения называются обонятельными.
Органом вкуса человек воспринимает сообщения о разных вкусах: соленый, сладкий, горький, кислый и т. п. Такие сообщения называются вкусовыми.Информация — это новые сведения, новые знания, которые получает человек на основе сообщений.
Дайте ответы на вопросы
1. Что содержат сообщения?
2. Какими способами можно представить сообщения?
3. Как человек воспринимает сообщения?
4. Что такое информация?
5. Почему для человека важна информация?

1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1. Приведите примеры передачи сообщений.
2. Сохраняете ли вы сообщения? Если да, то поясните, в каких ситуациях.
3. Вы прочитали условие математической задачи. Что вы делаете дальше, чтобы получить ответ?

Глава 1
Интернет (англ. inter — между, network — сеть) — всемирная компьютерная сеть, в которую объединены компьютеры, находящиеся во всех частях Земли.
• проводя беседы, наблюдения, опросы, анкетирования и т. п.;
• просматривая фотографии, видеоматериалы, телепередачи и т. п.;
• производя опыты и эксперименты;
• в Интернете, в других информационно-справочных системах и т. п.
Во время поиска сообщений происходит их передача и обработка. Процессы хранения, передачи, обработки и поиска сообщений называются информационными процессами.
В древние времена люди передавали сообщения о своей жизни, удачных местах для охоты наскальными рисунками (рис. 1.11, а).
Часто для передачи сообщений использовали специальных людей, которые умели быстро бегать, — гонцов (рис. 1.11, б). Известной является история о гонце в Древней Греции, который так хотел быстро принести сообщение о победе греческих воинов в битве около города Марафон, что, передав это сообщение, умер от усталости. В его честь проводят забеги на марафонскую дистанцию длиной 42 км 195 м, именно такую, которую пробежал этот гонец.
Дайте ответы на вопросы
1. Для чего человек сохраняет сообщения? 2. Какие носители сообщений вы используете? 3. Кто и кому может передавать сообщения? 4. Для чего человек ищет сообщения?
5. Может ли искать сообщения автоматическое устройство? 6. В чем заключаются процессы хранения, передачи, обработки и поиска сообщений? 7*. Какие информационные процессы происходят во время учебы? 8. Какие устройства использует человек, осуществляя информационные процессы?
1. Приведите примеры информационных процессов.
2. Приведите примеры обработки сообщений человеком.
3. Приведите примеры обработки сообщений автоматическими устройствами. 4.Расскажите, как вы используете каждый из информационных процессов. 5*. Назовите среди нижеприведенного носители сообщений:
в) тетрадь;
г) диск с музыкальными произведениями;

2.1. УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА
1. Какие типы компьютеров вы знаете?
2. Какие информационные процессы вы знаете?
3. Слышали ли вы о таких устройствах: мышь, клавиатура, монитор, принтер? Можете ли вы объяснить, для чего предназначено каждое из них?

СИСТЕМНЫМ БЛОК
По внешнему виду системные блоки могут быть разными. Наибольшее распространение получили системные блоки, в которых высота больше ширины (см. рис. 2.1, 1). Такая форма похожа на башню, поэтому их называют Tower (англ. tower — башня). Системные блоки, в которых ширина больше высоты, называют Desktop
Дайте ответы на вопросы
1. Какие устройства компьютера вы знаете?
2. Какие устройства используются для хранения данных?
3. Какие устройства используются для обработки данных?
4. Какие устройства размещаются, как правило, внутри системного блока?
5. Какие устройства для ввода данных вы знаете?
6. Как называется устройство для вывода данных на экран? На бумагу?
7. Какие клавиши используются для ввода букв и цифр?
2.2. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ
КОМПЬЮТЕРОВ
1. Какие операции с данными можно выполнять, используя мобильный телефон?
2. Почему персональный компьютер так называют?
3. Какие виды компьютеров вы знаете?

Предложения интернет-магазинов