Информатика. 6 класс. Макарова Н.П., Лапо А.И. и др.

Учебник для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Дорогие шестиклассники! Вы начинаете изучение нового интересного и полезного предмета — информатики. На уроках вы освоите основные приемы работы с компьютером, научитесь вводить и редактировать тексты, создавать изображения и презентации. В этом учебном году вы также познакомитесь с простыми алгоритмами и их исполнителями, овладеете приемами работы с электронной почтой.

Информатика. 6 класс. Макарова Н.П., Лапо А.И. и др.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 6
Глава 1. Информация и информатика
§ 1. Информация и данные 8
1.1. Понятие об информации —
1.2. Данные 10
1.3. Информатика как научная область 11
§ 2. Технические средства для работы с информацией 14
2.1. Современные устройства для работы с информацией —
2.2. Правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе 16
Глава 2. Основы работы с компьютером
§ 3. Структура компьютера 19
§ 4. Компьютерные программы 23
4.1. Программное обеспечение компьютера —
4.2. Операционная система 24
4.3. Прикладные программы 25
4.4. Управление объектами операционной системы 26
4.5. Хранение данных в компьютере 28
Глава 3. Обработка растровых изображений
§ 5. Растровые изображения 32
В XXI в. компьютер широко используют представители многих профессий: инженеры, юристы, экономисты, математики, архитекторы, музыканты и др. Полученные на уроках информатики знания и навыки пригодятся вам в повседневной жизни и в будущей профессии. Компьютер поможет при изучении других учебных предметов, во время самостоятельной работы дома.
Материал каждого параграфа в данном учебном пособии разделен на две колонки. Цвет фона определяет назначение размещенной на нем информации:
— основной материал, обязательный для изучения;
— примеры, иллюстрирующие основной материал;
— определения основных понятий;
— исторические сведения, интересные факты.
8 Глава 1. Информация и информатика
Глава 1 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИКА
§ 1. Информация и данные
За время развития человечества произошли пять информационных революций, вызванных кардинальными изменениями в сфере обработки информации.
Первая информационная революция связана с возникновением языка и речи.
Вторая информационная революция обусловлена появлением письменности (около 5 тыс. лет назад).
Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания (в Европе это произошло в XV в.).
1.1. Понятие об информации
Жизнь современного человека сильно отличается от жизни людей в прошлом. Компьютеры, смартфоны и другие гадже-ты стали неотъемлемой частью нашей реальности. С их помощью мы узнаем новости и прогноз погоды, общаемся с друзьями, читаем книги, смотрим фильмы.
Сегодня человек живет в обществе, которое построено на производстве, использовании и хранении различной информации. Такое общество называют информационным. Мир меняется очень быстро, и людям постоянно требуются новые знания, а также средства, помогающие получать и усваивать эти знания.1.2. Данные
Человек может сохранять полученные сведения для дальнейшего использования, передавать их другим. Из сведений, представленных в виде записей в удобном и понятном виде, человек может извлечь информацию.
Чаще всего человек делает записи на естественном языке (пример 1.2). Такие записи понятны тем, кто знает данный язык. Кроме естественного, могут использоваться формальные языки: математическая символика, нотная грамота, символы шрифта Брай-ля, язык дорожных знаков и т. д. (пример 1.3). Текстовая информация также может быть представлена в формализованном виде.
Данные — сведения, представленные на одном из формальных языков (в формализованном виде).
Человек для представления данных использует слова, рисунки, графики и т. д. (примеры 1.4 и 1.5). Данные, с которыми работает техническое устройство, представлены в формализованном виде. Для различных устройств представление данных может быть различным.

3. Информатика — наука, изучающая методы представления, хранения, передачи, обработки и использования информации с применением компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
§ 2. Технические средства для работы с информацией
Компьютер — универсальное устройство для работы с данными.
Сегодня компьютеры используются практически в любой сфере деятельности людей (примеры 2.1—2.3). Они являются незаменимыми помощниками человека в науке, инженерных расчетах, производстве станков и автомобилей. С помощью компьютеров создают анимационные фильмы и музыкальные произведения. Компьютеры находят применение в быту и в сфере услуг.
Компьютеры хранят данные о книгах в библиотеке и о лекарствах в аптеке. Литературные и музыкальные произведения, театральные постановки и концерты любимых артистов можно хранить на компьютере в электронном виде.
Кроме компьютеров, с данными могут работать и другие устройства. К ним можно отнести смартфоны, навигаторы, банкоматы, инфокиоски, цифровые фотоаппараты, видеокамеры и др. (пример 2.4). Все эти устройства позволяют пользователю ввести данные, обработать запрос, вывести результат, сохранить или передать информацию.
Пример 2.2. Использование компьютера на производстве.
Пример 2.3. Автоматизированная система доставки книг, используемая в Национальной библиотеке Беларуси.
Пример 2.4. Устройства для работы с данными.
Пример 2.5. Бытовая техника со встроенными компьютерами.
Пример 2.6. В кабинете информатики запрещается:
В современную бытовую технику (стиральные машины, мульти-варки, СВЧ-печи, пылесосы и др.) часто встраивают компьютеры, которые позволяют выбирать режим работы в зависимости от запросов пользователя (пример 2.5).
Компьютерные устройства используются в системах управления судами и самолетами, станках с программным управлением, медицинском оборудовании и т. д.

Предложения интернет-магазинов