Информатика. 6 класс. Пупцев А.Е., Макарова Н.П., Лапо А.И.

Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 11-летним сроком обучения. Учебное пособие состоит из пяти глав. В первой главе рассматриваются основные устройства компьютера и их назначение, даются первоначальные приемы работы с компьютером. Во второй и третьей главах излагаются основы работы с графической и текстовой информацией. Четвертая глава посвящена основам алгоритмизации, в пятой рассматривается применение компьютера для работы со звуком и видео. После каждого параграфа основные выводы представлены в рубрике «Коротко о главном». Для практической работы предлагаются упражнения.

Информатика. 6 класс. Пупцев А.Е., Макарова Н.П., Лапо А.И.

Описание учебника

Содержание
От авторов 3
Глава 1. Первоначальные приемы работы с компьютером
§ 1. Функциональные блоки компьютера 4
§ 2. Приемы работы с устройствами ввода 8
2.1. Манипулятор мышь —
2.2. Клавиатура 10
§ 3. Хранение информации в компьютере 14
§ 4. Компьютерные программы 16
4.1. Понятие об операционной системе —
4.2. Запуск программ с помощью меню 20
Глава 2. Обработка графической информации
§ 5. Работа в графическом редакторе 24
5.1. Назначение графических редакторов —
5.2. Основные элементы окна графического редактора Paint 25
§ 6. Создание изображений 28
6.1. Инструменты создания простых изображений —
6.2. Инструмент Многоугольник 30
6.3. Инструмент Заливка 31
§ 7. Сохранение, открытие и вывод на печать файла с изображением 34
7.1. Сохранение файла с изображением —
7.2. Открытие файла с изображением и вывод на печать 35
§ 8. Редактирование изображений в графическом редакторе 37
8.1. Инструмент Ластик 38
8.2. Инструмент Масштаб —
8.3. Инструмент Карандаш 39
§ 9. Рисование с помощью инструментов Кисть и Распылитель. Ввод текста 41
Глава 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ
§ 1. Функциональные блоки компьютера
Электронно-вычислительные машины (ЭВМ, компьютеры) — незаменимые помощники человека в его трудовой деятельности, досуге, быту. С помощью компьютера составляется прогноз погоды, проектируются самолеты, детали машин, выполняется диагностика заболеваний, создаются мультипликационные фильмы, музыкальные композиции. Компьютер предлаг^ т информацию о движении поездов, позволяет делать покупки в Интернет-магазинах, оплачивать счета в банке и т. д.
Компьютеры могут выглядеть по-разному (рис. 1.1), но они содержат одинаковые функциональные блоки: системный блок, монитор, клавиатуру. Каждый из этих блоков предназначен для выполнения определенных функций. К компьютеру могут присоединяться манипулятор мышь и принтер.
Глава 2
§ 3. Хранение информации в компьютере
Информация хранится в компьютере в виде файлов. Файл — это информация, которая хранится как единое целое и имеет свое название — имя файла. В каждом файле хранится однотипная информация. Например, существуют файлы, хранящие юетные статьи или рукописи книг, таблицы чисел, рисунки, информацию об устройствах компьюыра. Часто после имени файла указывается его расширение. Оно помогает определить, какого тип» информация хранится в этом файле. Расширение отделяется от имени файла точкой.Для удобства хранения и быстрого °иска файлы группируются в папки (каталоги). Каждая папка имеет свое имя. Имя папки не содержать расширения. Внутри каждой пап„и можно создавать другие папки и файлы.
Вся совокупность файлов и папок размещается на физическом устройся, называемом диском. На практике используют жесткие магнитные диски (ЖМД, винчестер, рис. 1.17, а), гибкие магнитные диски (ГМД, дискеты, рис. 1.17, б), лазерные оптические диски CD-R, CD-RW, DVD+R и DVD+RW (рис. 1.17, в).
Винчестер обычно находится внутри системного блока. Он служит для длительного хранения информации в компьютере. Для считывания информации с дискет и лазерных дисков используются дисководы.

Меню — это набор вариантов, из которых пользователь выбирает нужные. Примеры меню:
• Список блюд в ^толовой или кафе.
• Меню настройки работы телевизора.
• Пункты мню в мобильном телефоне.
• Меню при использовании банкомата.
Меню применяют для общения пользователя с компьютером. Компьютерные меню могут быть раз-лтчныти. Выбор из меню чаще всего осуществляется щелчком левой кнопкой мыши по нужному пункту меню.
Меню из значков часто присутствует в окне программы. Такое меню называют Панелью инструментов (рис. 1.22).
Меню в виде текстового списка — наиболее часто встречающийся способ представления меню

Первоначальные приемы работы с компьютером
1. Щелкнуть левой кнопкой мыши и открыть меню кнопки Пуск.
2. Навести указатель мыши на пункт меню Все программы. (Откроется меню.)
3. Навести указатель мыши на пункт Стандарт -ные. (Откроется список всех программ данного раздела.)
4. Навести указатель мыши на название программы Калькулятор.
5. Щелкнуть левой кнопкой мыши по пункту меню программы Калькулятор.

Глава 2. ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
§ 5. Работа в графическом редакторе 5.1. Назначение графических редакторов
Задолго до того, как человек научился писать и читать, он начал рисовать. Техника рисования из века в век постоянно совершенствовалась. Из^еня-лись инструменты для рисования, использовались различные материалы для нанесения изображений.
Для создания изображения на бумаге, холсте человеку необходимы кисти и краски, цветные карандаши, ручки, фломастеры, мелки.
Для создания изображений ^ компьютере используются графические редакторы.
Графические редакторы — это программы, которые позволяют создавать и изменять рисунки, фотографии, схемы. Они дают возможность соединять несколько изображетий (рис. 2.1).

Предложения интернет-магазинов