Учимся писать сочинение. 10-11 классы. Чернова Т.А.

Учимся писать сочинение. 10-11 классы. Издание направлено на формирование важных предметных и метапредметных умений, определенных ФГОСом и Примерной программой, — написание творческих работ (сочинений) разных жанров: — проблемный очерк, — проблемная статья, — эссе. В пособие вошли обучающие и тренировочные материалы и задания, позволяющие учащимся получить более полное представление о жанровых особенностях и специфических чертах указанных выше работ. Полученные в процессе занятий по пособию умения могут оказаться полезными при подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению.

Учимся писать сочинение. 10-11 классы. Чернова Т.А.

Описание учебника

ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК
Задание 1. Вы уже знакомы с жанром очерка. Вспомните, к какой жанровой группе относится очерк. Почему очерк занимает особое место в жанрах публицистики? Какие разновидности очерка вы знаете? Каковы их жанровые особенности?
Задание 2. Дайте определения следующим понятиям: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, подчеркнув в них общее и различное.
Задание 3. Прочитайте материал, маркируйте по ходу чтения основные положения; сделайте письменный обобщенный вывод: 1) о структуре проблемного очерка; 2) о ведущем типе речи; 3) о жанровом своеобразии.
Проблемный очерк — газетный жанр, один из основных в журналистике. Его цель — добиться максимального воздействия на читателя, чтобы привлечь внимание к проблеме, которой посвящен очерк, и в конечном итоге способствовать ее решению.
Предметом исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, в котором отражено видение им ситуации, в которой он действует. Проблема, освещаемая в очерке, может быть любой: политической, экономической, социальной, философской, этико-нравственной и др. Цель очерка — понять причину возникновения проблемы и проанализировать дальнейшие пути ее развития. Поэтому автор очерка рассматривает проблему с разных точек зрения, внимательно следит за ходом ее развития, часто предлагая пути решения.
Очерк о проблеме по своей композиции сходен с аналитической статьей. В нем так же, как и в статье, преобладает исследовательское начало. Прежде всего современный очеркист обрисовывает выбранную проблему. После этого, как правило, выявляет причины возникновения рассматриваемой им проблемы, затем пытается представить ее дальнейшее развитие. И уже в конце предлагает читателю те или иные пути решения. *Задание 11. ПРОБА ПЕРА. Изучите памятку «Как написать проблемный очерк?» Напишите сочинение — проблемный очерк по любой важной, актуальной проблеме, интересующей вас, касающейся лично, или ориентируясь на предложенный перечень.
Памятка Как написать проблемный очерк?
1) Изучите проблему, по которой вы будете писать проблемный очерк: очерк предполагает глубинный анализ рассматриваемых вопросов, поэтому ограничиваться поверхностными знаниями и представлениями нельзя — этого будет недостаточно. Изучите явление, прочитайте необходимую литературу, сравните и сопоставьте разные точки зрения на предмет разговора. Помните, что неподдельное желание разобраться в ситуации, определить личностный взгляд на проблему делает очерк по-настоящему живым и правдивым.
2) Определите свою позицию: авторское «Я» в проблемном очерке выражается ярко. Форма повествования от первого лица позволяет читателю увидеть и почувствовать именно ваше видение проблемы.
3) Не перегружайте очерк обилием цифр, статистических и информационных данных: использование подобной информации — признак аналитической статьи. Пишите живым художественным языком, используя изобразительно-выразительные средства языка, но сохраняя при этом правдивую и проверенную информацию.
4) Продумайте заглавие проблемного очерка: оно ярко, эмоционально связано с содержанием очерка и прогнозирует его, подсказывает идею, содержит обобщенный вывод.
Удачи вам и творческого вдохновения!

ПРОБЛЕМНАЯ СТАТЬЯ
Задание 12. Ознакомьтесь с обучающими материалами, маркируйте по ходу чтения основные положения, которые позволят сделать обобщенный письменный вывод после прочтения — в чем композиционные и языковые особенности проблемной статьи — и оформить их в таблицу.
Проблемная статья — это рассуждение проблемного характера. Изменения в общественном развитии всегда связаны с возникновением и необходимостью разрешения проблемных ситуаций. Особенно много проблем встает перед обществом на переломных этапах его истории. Поиск путей для их разрешения, начинающийся обычно с размышлений и обсуждений, находит свое отражение в проблемных статьях.
В статье поднимаются важнейшие общечеловеческие проблемы. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к актуальной злободневной проблеме, убедить его в справедливости высказанной мысли, побудить думать и размышлять по поводу прочитанного и соотносить свое представление о предмете разговора с авторским.
Часто проблемная статья имеет дискуссионный характер: в ней излагаются и аргументируются различные точки зрения на проблему, подходы к ней, пути и способы ее решения, обосновываются концепции.
Обычно статья начинается с постановки проблемы. В основной части автор анализирует рассматриваемое явление, раскрывая проблему, используя для доказательств логические доводы (аргументы), примеры. Факты играют, как правило, вспомогательную роль, являются иллюстрацией сказанного и подтверждают теоретические положения. Они служат отправной точкой для развития мысли автора, аргументируют ее. Заканчивается статья, как правило, выводом, заключающей мыслью, подводящей итог всему сказанному.
Особенность построения проблемной статьи связана с типом речи — рассуждением-объяснением или рассуждением-доказательством. Как правило, в ведущий тип речи логично и стройно вписываются два других типа речи — описание и повествование, придающих проблемной статье художественную выразительность и языковую привлекательность.

Предложения интернет-магазинов